ДУНГАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

До Великого Октября дунгане не имели своей письменности, однако дунганское народное творчество было довольно богатым. Большое место занимали истории, сказания и песни — героические, эпические, лирические, сатирические и шуточные. Но многих говорилось о сильных и смелых людях, борющихся за счастье парода. Дунганские лирич. песни отличаются мягкостью, задушевностыо и глубоким проникновением во внутренний мир человека. Близки к лирическим песни-плачи. В них высмеиваются помещики, муллы, их обеспеченной жизни противопоставляется убогое существование бедняка, который, несмотря ни на что, но унывает. Дунганская литература богата сказками, пословицами и поговорками, в которых отражена народная мудрость, бичуются жадность, религиозное ханжество богатых и показываются ум и доброта бедняков. Они метки и красочны по языку, пословицы иногда облечены в стихотворную форму. Устное народное творчество дунган оказало благотворное влияние на становление молодой дунганской литературы, которая наполняется после Октябрьской революции новым содержанием.

За годы Советской власти дунгане достигли больших ycпexoв в развитии культуры. В Киргизии впервые в истории дунгапского народа, благодаря претворению в жизнь ленинской национальной политики, было создано фонетическое письмо; на новом алфавите начала издаваться лит-ра, было введено обучение в дунганских школах на родном языке. В 1932 начала регулярно выходить газета «Дун хуощир» («Искра Востока»). Это было важным событием в культурной жизни дунган.

В советскую лит-ру пришли молодые начинающие писатели и поэты — Ясыр Шиваза, Юсуп Яншансин, Хусэ Макэ, Карим Маев, Юсуп Цунвазо. В 30-е гг. при Киргизском госиздательстве и Союзе писателей Киргизии открылась дунганская секция, объединяющая писателей, поэтов, студентов, пробующих силы на литературном поприще. Был издан ряд стихотворных и прозаических сборников дунганских литераторов. Основная тематика их произведений — история дунганского народа, его бедственное положение в цинском Китае, жизнь дунган после принятия русского подданства (1878), их быт и нравы.

Развитие дунганской лит-ры тесно связано с именем талантливого дунганского писателя и поэта Ясыра Шивазы. В 1931 опубликован его сборник стихов «Венерам — первый не только в творчестве поэта, но и в истории дунганского народа. В 1932 вышел второй его сборник — «Волна революции» и в соавторстве с поэтами Ю. Яншансином и К. Маевым — альманах «Цветы труда» (1934). В 1937 и 1939 в Москве выходит сборник стихов Я. Шивазы на русском языке. В 60— 70-е гг. вышли сборники «Весенний ветер» (1960), «Моя весна» (1974), «Весенние напевы» (1979). Произведения поэта печатаются и на языке братского народа — киргизском (сборник «Чолпон», 1941). В поэме «У нас в Иньпане» поэт рассказывает, как изменилась жизнь дунган за годы Советской власти:

Счастье свое нашёл я,

Счастье в моих руках,

Словно большая Волга,

льётся его струя.

Лебедем белокрылым

плаваю на волнах,

Нет меня счастливей —

думаю часто я.

(перевод Т. Стрешневой)

Одним из старейших художников слова является X. Макэ. В сборнике стихов «Цветы труда» было напечатано несколько его стихотворений. В дальнейшем издаются сборники: «Первый труд» (1958), «Мои воспоминания» (1958), «Весенний цветок» (1961), «Любимая песня моя» (1970, посмертно).

В 60—70-е гг. ряды дунганских литераторов пополняются новыми силами. Это прозаики А. Арбуду, М. Хасанов, Я. Хавазов. Повести А. Арбуду «Сердце женщины», «Мечты девушки», рассказы «Смерть Марсу», «История одного камня», «Материнское сердце» и др. повествуют о своеобразии быта дунган, в них много пословиц, поговорок, метких изречений. М. Хасанов обращался к дореволюционной тематике (рассказы «Две судьбы», «В горах»).

Kirghiz.Ru :: Киргизская ССР
© 2011-2015 :: Все права защищены
главная | о проекте | оглавление
Статистика: