РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ КИРГИЗИИ

Для киргизской, как и для других национальных литератур, начавших своё развитие в советское время, особенно большое зпачение имели межнациональные связи. За несколько десятков лет новоцисьменная лит-ра Киргизии совершила огромный скачок от фольклора к искусству слова современного уровня. В этом ускоренном процессе крепла и развивалась тесная связь кирг. лит-ры с многонацион. советской и, в первую очередь, с русской, а также с лит-рами зарубежных стран. В силу историч. причин, обусловленных отношением царизма к национальным окраинам, русско-киргизские литературные связи до Октябрьской революции были крайне ограничены. Свидетельством таких связей были труды путешественников Н. М. Пржевальского, П. П. Семёнова-Тян-Шанского, Н. А. Северцова, И. В. Мушкетова, А. П. Федченко, запись и опубликование академиком В. В. Радловым народного эпоса «Манас». Оторванная от культурных центров, Киргизия в прошлом была неисследованной страной, а отдельные очерки и рассказы о кирг. народе были делом отдельных энтузиастов. До 1917 к кирг. тематике обращались демократически настроенные русские писатели. В очерках Н. Н. Каразина «Кочевья по Иссык-Кулю», «Катастрофа на Кастекском перевале в Туркестане», рассказе «Таук» и др. немало верных наблюдений этнографич. порядка, исторически правдивых образов киргизов. Изображение Киргизии у Н. Н. Каразина проникнуто пафосом неприятия колонизаторской политики царизма в Ср. Азии, сострадания к угнетённому кирг. народу. Его роман «Погоня за наживой» (1873) рассказывает о предприимчивых дельцах, ринувшихся в Туркестан из центральной России в поисках лёгких средств обогащения. После победы Октября тема Киргизии в творчестве русских писателей непрерывно расширяется и уже с 20-х гг. творческие интересы ряда литераторов в основном сосредоточиваются на киргизской тематике, дружбе кирг. и русского народов. Одним из первых советских писателей, в чьём творчестве была запечатлена кирг. действительность, был Д. А. Фурманов. В романе «Мятеж» (1923) исторически верно, с большой художеств, силой обрисована сложная социально-политич. обстановка в Семиречье времён гражданской войны. Роман рассказывает о контрреволюционном мятеже в Верном, о тяжёлой борьбе, в к-рой участвовали большевики. События романа затрагивали и жизнь революционного Пипшека. Д. А. Фурманов был очевидцем описываемых событий. В 20—30-е гг. тема Киргизии стала одной из ведущих в творчестве А. П. Сытина, о чём свидетельствуют сборники его оригинальных рассказов «Мёртвые всадники», «Стада аллаха», романы «Пастух племён», «Контрабандисты Тянь-Шаня». Книги П. Н. Лукницкого «Памир без легенд» (1932), «Всадники и пешеходы» (1933) и др. повествуют о жизни Южной Киргизии в период ликвидации басмачества.

Обращаясь к кирг. тематике, русские советские писатели сосредоточивают особое внимание на изображении революционных событий и социалистич. преобразований в жизни кирг. народа. Примечательной в этом отношении является повесть Л. В. Канторовича «Кутан Торгоев» (1940), в к-рой на документальной основе обрисована судьба типичного представителя кирг. бедноты, поднявшегося до осознанного служения социалистич. Родине. В 1934—36 им были переведены сборники стихотворений «Плоды Октября» и поэма «Золотая девушка» Дж. Боконбаева. В книге П. А. Ширяева «Высокая земля» (1935), рассказывающей о трудовых буднях коневодч. совхоза, жизни табунщиков, гуртоправов, зоотехников, показано, как утверждается братское единство киргизов и русских, созидающих социализм. О социалистических преобразованиях в Киргизии написаны многие произведения писателей из других областей и республик нашей страны, в разное время побывавших в Киргизии.

Kirghiz.Ru :: Киргизская ССР
© 2011-2015 :: Все права защищены
главная | о проекте | оглавление
Статистика: