Декоративно-прикладное искусство

Многовековое художественное творчество было рождено в условиях кочевого быта, низкого развития производительных сил. Наряду с основный постоянным занятием — скотоводством и земледелием, народ в условиях домашних производств и ремёсел делал необходимые для жизни материальные ценности, используя сырьё, добываемое в своём хозяйстве (шерсть, кожа, шкуры) и частично приобретая со стороны (железо, серебро). Опытом было выработано умение формировать материю по законам красоты. Художественное творчество развивалось строго преемственно. Умение и знание из века в век передавались строго по наследству, развивались вместе с историей своего народа. Созданное прикладное искусство самобытно, талантливо, удивительно разнообразно. Оно содержит в себе драгоценное качество: сочетание практической функции с художественным оформлением, к-рое имело массовый общенародный характер. Народ создал неповторимое своеобразие в убранстве походного кочевого жилища — юрты, коня, с к-рыми связана вся жизнь кочевника. В 19 в. киргизское декоративно-прикладное искусство достигло высокого уровня. Основными изобразительными средствами оставались цвет и орнамент. В них нашли отражение духовная жизнь и талант народа. Народ выработал эстетические нормы в культуре цвета и согласованность его с орнаментом. Найдена гармония, замечательная по своей простоте и впечатляемости.

Колорит киргизских народных тканей, ворсовых ковров, вышивок, циновок из чия, художественных войлоков жизнерадостен, составлен из сильных звучных и сочных цветов спектра, где превалирует красный цвет. В прошлом пользовались растительными красителями, заменившие их химические, значительно обогатив цветовую гамму, снизили качество крашения. Орнамент — замечательное художественное наследство, где выявляются народная инициатива и фантазия, — особая область декора. Он многообразен, в каждом виде прикладного искусства — особые узоры. По своему происхождению орнамент разновременен, нек-рые формы его восходят к эпохе ранней бронзы. Для орнамента характерна общность культур народов обширной территории Средней и Центральной Азии, Казахстана, Поволжья, Кавказа. И в дальнейшем искусство беспрерывно взаимообогащается этническими и культурными связями с народами как этих, так и других регионов. Многочисленны народные названия орнаментов и его мотивов. В большинстве они древние, отражают животный и растительный мир, кочевой быт. Наиболее устойчивые орнаментальные мотивы встречаются и поныне во многих видах прикладного искусства. Основные из них: завиток — мотив стилизованного бараньего рога, выполненный в разных вариантах и имеющий укоренившиеся названия: кочкор мюйюз, кочкорок, сынар мюйюз, кош мюйюз. кайкалак; причудливый узор — кыял, в основе к-рого лежит извилистая линия с ритмично расположенными по обе её стороны ответвлениями: мотивы треугольников, ромбов; когти вороны (карга тырмак) — любой узор, состоящий из трёх выступов и одного основания; S-образные мотивы, называемые ит куйрук (хвост собаки); популярен орнамент растительного происхождения тогуз дёбё (девять холмов) и др. Старинные сюжеты орнаментов исчезают, появляются новые, в к-рых воплощаются новые мысли, отражается современная советская действительность.

Большое место в творчестве киргизов занимали художественные изделия из овечьей шерсти, войлока, ткани. Войлок исстари в быту кочевника был составной частью его жилища, постели, одежды, утвари, убранства коня. Большого мастерства достиг киргизский народ в изготовлении узорных войлочных ковров ширдак (техника мозаики) и ала кийиз (техника вкатывания цветного узора). В войлочных изделиях заложены основные художественные принципы декоративно-прикладного искусства киргизов. Они выражены в цветной контрастности, в чередовании фона и узора, в стремлении к их равновесию. Орнамент органически увязывается с фоном, составляя как бы единое целое. Развивая основные художественные принципы, народные художники своим индивидуальным творчеством вносят новое, обогащая и расширяя тем самым круг орнаментальных сюжетов и композиций. Несмотря на общность многих технических и художественных приёмов у народов Средней Азии, в киргизском народном текстиле узорных боо (тесьма), ворсовых ковров синтезирован национальный художественный вкус, выработаны свои стилевые черты. Большую художественную ценность представляют оригинальные киргизские узорные циновки из чия, созданные в цельной орнаментальной композиции путём оплетения цветной шерстью отдельно каждого стебелька чия. Большое разнообразие технических приёмов и орнаментальных мотивов в вышивальном искусстве. Эволюцию этого народного творчества можно проследить сравнением старинных вышивок шерстью по домотканине, коже, войлоку, замше с более поздними — по бархату и сукну. Национальной гордостью вышивального искусства стал настенный вышитый ковёр (туш кийиз). Много новых художественных приёмов орнаментации воспринято в последнее время от русских и украинских вышивок.

Kirghiz.Ru :: Киргизская ССР
© 2011-2015 :: Все права защищены
главная | о проекте | оглавление
Статистика: