Партнёры

Этнические процессы на Тянь-Шане и формирование киргизской народности

Сохранившиеся до недавнего времени особенности в материальной культуре киргизов: устройство и украшепия жилищ, одежда, предметы домашнего обихода, способы приготовлепня пищи, а также обряды, обычаи и др. проявления духовной культуры имеют большее сходство с культурой алтайцев, хакасов, тувинцев, казахов и некоторых других народов. Этнокультурное заимствование у карлукско-уйгурского населения 10—12 вв. мало прослеживается, а от оседло-земледельческого и городского населения долинных областей совсем отсутствует. То же в отношении религиозной идеологии. Ислам как государственная религия распространялся дважды среди населения Тянь-Шаня. Но среди киргизов в период завершения сложения народности в начале 16 в. он был слабо распространён (что отмечал В. В. Бартольд в качестве свидетельства недавнего их переселения).

Указанные признаки отражают этнотерриториальную среду происхождения большинства физических и языковых, а связи — частично этнокультурных предков, определивших этнич. облик кирг. народности, формировавшейся на Тянь-Шане. Это не означает начала формирования самой народности или части именно кирг. народности в Южной Сибири с неопределённо отдалённых времён. В период обитания на этой части она являлась составным элементом иной экстерриториальной общности, к-рая потенциально могла преобразоваться со временем в особую народность, но историч. разделилась по частям, вошедшим в разные народности (хакасы, алтайцы и тяньшанские киргизы).

Начало формирования собственно кирг. народности относится к периоду взаимодействия 3-х основных компонентов на Тянь-Шане, когда каждый из них начинал претерпевать качественные изменения своей этноспецифики. Конечным результатом явилось их слияние — образование новой этнич. общности. Предпосылками являлись:

1) отделение южносибирского и монгольского компонентов от их первоначальных этнотерриториальных общностей с перемещением на Тянь-Шань, где они могли вступить во взаимодействие между собою и с местным компонентом;

2) дробление местной карлукско-уйгурской общности населения Караханидского государства 10—12 вв., часть которой могла бы вступить во взаимодействие с двумя новыми компонентами. Общие условия всего этого складывались в период чрезвычайных этнотерриториальных изменений среди монголо-тюркских народов Центр, и Ср. Азии при образовании и распаде (13 в.) Монгольской империи. Тогда большие массы кочевых племён, входившие в состав феодально-племенных владений монгольских царевичей, перемещались на большие расстояния по Ср. Азии, Казахстану и до Вост. Европы, поэтому этнопроцессы были прерваны или изменены направления формирования многих народностей.

Следы обитания человека на Тянь-Шане прослеживаются с палеолита последовательно до эпохи ранних кочевников. Древние персы 6—5 вв. до н.э. называли большую часть населения Средней Азии собирательно саками, древние греки — скифами. Последний период истории носителей сако-скифской материальной культуры на Тянь-Шане остаётся пока неясным. Археологич. данные не говорят о смене основного населения Тянь-Шаня в период переселения сюда усуней во 2 в. до н.э. с юго-востока. На рубеже и в начале н.э. на этнопроцессы в Вост. и Северном Тянь-Шане оказывало влияние проникновение кочевников из конгломерата центральноазиатских гуннов, среди которых находились племена тюркоязычной общности.

Kirghiz.Ru :: Киргизская ССР
© 2011-2017 :: Все права защищены
главная | о проекте | оглавление
Статистика: