Партнёры

сапоги кожаные женские

ВЕРОВАНИЯ, ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ

Господств патриархально-феодальных отношений в киргизском обществе вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции способствовало тому, что в духовной жизни народа значит. место занимала религия. Хотя официальным вероисповеданием киргизов до революции принято считать ислам, полное содержание религиозных представлений народа к нему не сводилось, более того, в значит, мере наряду с мусульманством существовали реликты различных ранних форм религии. Распространение ислама в среде киргизов тесно связано с их этнической историей 9—12 вв. Наибольшие исторические сведения об исламизации киргизов относятся к 16 в. («Тарихи Рашиди», «Маджму ат-таварих», «Джалис и муштахин», «Зийа ал-Кулуб» и др.). Киргизы но только в 16 в., но и гораздо позже придерживались своих первоначальных религиозных представлений. Османский турок Сейфи, сочинение к-рого относится также к 16 в., писал о киргизах, что они не были «ни мусульманами, ни кафирами» (от арабского кафир — неверный, неверующий), Махмуд-ибн-Вели (17 в.) называл киргизов кафирами, отмечая, что «киргизы, очевидно, после прихода в страну узбеков сделались мусульманами». Наибольшее распространение на терр. Киргизии ислам получил в 17 в., когда на киргизов Тянь-Шаня совершали неоднократные нападения джунгарские ханы и часть киргизов была вынуждена переселиться в Ферганскую долину, а также в прилегающие к ней горные р-ны, где проживало мусульманское население. В новой среде киргизы стали более восприимчивы к новой религии, но с падением Джунгарского ханства и возвращением на прежние места процесс мусульманизации был ослаблен.

Самое большое распространение среди киргизов ислам получил в период господства Кокандского ханства, когда насаждение ислама стало частью политики кокандской администрации. В стратегически важных местах на терр. Киргизии возводились укрепления и в них, как правило, строились мечети, где обосновывались кокандские муллы. Но роль мечети в религиозной жизни киргизов была ограничена, так как мечети строились в укреплениях, а киргизы старались кочевать подальше от них. Однако именно в 19 в. киргизы усвоили основные обряды ислама, в сущность к-рых глубоко не вникали. Мусульманские проповедники насаждали в киргизских аилах ежедневную пятикратную молитву (намаз). Довольно интенсивно развивали свою деятельность ишаны (кирг. эшен) — представители мистического течения в исламе (суфизма). Их влияние, особенно сильное в южных районах Киргизии, распространялось до Чуйской долины. Ишаны вербовали себе мюридов (последователей суфизма), собирали с населения религиозные подати (скот, имущество). Первыми ислам приняли манапы, баи и другие представители правящих классов, затем религия насаждалась среди букары.

Строились мечети, приглашались муллы из кокандского духовенства. Процесс исламизации был длительным и сложным. Новая религия была непонятна народу, наиболее угнетённая часть к-рого враждебно относилась к духовенству, считая его неотъемлемым атрибутом Кокандского ханства, подвергнувшего население тяжёлым налогам. Социально-экономич. и политич. перемены, вызванные присоединением Киргизии к России, ещё более углубили процесс внедрения ислама среди киргизов. Наряду с узбекскими муллами, в Киргизию двинулись многие представители татарского духовенства, менее требовательного в исполнении законов шариата и завоевавшего этим популярность среди населения.

Однако насаждение идеологии ислама среди киргизов со стороны кокандских, затем российских властей и особенно местной феодальной знати не достигло желаемых результатов. Среди основной массы населения религиозного фанатизма не наблюдалось, более того, основные догмы ислама оставались малоизвестными, а религиозные ритуалы соблюдались далеко не всеми. Об этом свидетельствуют сообщения путешественников и учёных, посетивших Киргизию во 2-й половине 19 в. (М. И. Венюков, Г. Е. Грум-Гржимайло, Н. И. Гродеков, Ч. Ч. Валиханов и др.). Из пяти так называемых «столпов мусульманской религии» (аркан-ад-дин): исповедания веры (аш-шахад), молитвы (ас-салят), поста (ас-саум), раздачи милостыни (ас-закят), паломничества (ал-хадж) киргизы не выполняли строго ни одного. Пятикратная молитва здесь выполнялась регулярно главным образом в среде господствующих классов. Тридцатидневный пост (орозо) также соблюдался не всеми и не весь период, а лишь наиболее религиозными лицами в начале, середине и в конце поста по три, а то и по одному дню (уч эм). Посещение же святынь в Мекке (ажы) было исключительно делом представителей имущих классов, к-рые под видом «богоугодной помощи» наживали на этом большие доходы. Более широко отмечались среди киргизов мусульманские праздники, но и сюда вплетались остатки ранних форм религии. Так, после окончания тридцатидневного поста праздновали «Орозо айт» как праздник поминовения духа предков и умерших, в честь к-рых пеклись ритуальные боорсоки, зажигались свечи (шам), читался коран. «Курман айт» отмечался как праздник для живых и сопровождался жертвоприношениями.

Kirghiz.Ru :: Киргизская ССР
© 2011-2017 :: Все права защищены
главная | о проекте | оглавление
Статистика: