ВЕРОВАНИЯ, ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ

Шаманство и связанные с ним представления и способы лечения занимали существенное место в мировоззрении киргизов и устойчиво сохранялись в быту. Шаманов-мужчин называли бакшы, женщин — бюбю. Шаманы могли быть чёрными и белыми. Наиболее могущественными считались чёрные шаманы. Основной функцией шаманов было лечение главным образом «нервных» болезней и прорицание. «Лечили» и «прорицали» с помощью духов, т. н. джинов. Считалось, что шаманский дар передаётся по наследству. У киргизского шаманства много общего с одной стороны с южно-сибирским, с другой — со среднеазиатским шаманством (суфизм). Домусульманские верования оказались более живучими и жизнестойкими, чем ислам, ибо наводили благоприятную почву в патриархальных родовых традициях, коренившихся, в свою очередь, в особенностях общественного строя киргизов. Кочевое скотоводческое хоз-во, зачастую зависевшее от проявления стихийных сил природы (эпизоотия, засуха и др.), также способствовало сохранению домусульманских религиозно-магич. представлений.

Патриархально-феодальные отношения и кочевой образ жизни определяли семейные и бытовые связи киргизов, народные традиции, обычаи и обряды. Кочуя с места на место, люди украшали свои жилища различными предметами, стремясь к тому, чтобы каждая вещь имела практич. применение. Так возникла традиция изготовления мозаичных ковров для подстилки (шырдак), живописных тканей (терме таар) для связывания отдельных частей юрты, орнаментированных циновок (чырмалган чий) для решётчатой части юрты, красивой кожаной и деревянной утвари, удобной при перекочёвках и многое другое. Шедевром народного творчества являлось само киргизское жилище — юрта, к-рую легко можно было перевезти на верблюдах или лошадях с одного места на другое, быстро собрать и разобрать. Хотя лучшие образцы народных творений служили представителям имущих классов, создателями их являлся простой люд. Многие мастера не только создавали, но и аккумулировали народный опыт, передавали его по традиции другим поколениям. В своей многовековой истории, насыщенной войнами против иноземных поработителей и межплеменными усобицами, киргизский народ выработал патриотич. традиции. Священным долгом воинов была защита отечества от врагов. Существовал обряд целования меча отправлявшимися на битву, когда воины клялись сражаться храбро и достойно. Представления народа о необходимости защиты родной земли, проявление отваги, глубокое презрение к предательству нашли отражение в многочисленных поговорках, пословицах, преданиях, поэмах. У киргизов сложилась давняя традиция глубоко чтить народных героев. Об их силе и храбрости слагали песни, их могилы становились почитаемыми (Тайлак-баатыр). Народные идеалы богатырей нашли отражение в эпосах «Джаныш-Байыш», «Курманбек», «Джаныл-Мырза» и др. Представления народа о патриотизме и героизме наиболее ярко выразились в монументальном эпосе «Манас».

Особое место занимали семейно-бытовые традиции. Складывающиеся веками, они отражали мудрость многих поколений. Высокая нравственность проявлялась в исключительном почитании старших, особенно родителей, в стремлении оказать помощь друг другу, поддержать в беде. Гостеприимство было отличительной чертой киргизского народа. Поделиться последним с гостем было священным долгом и обязанностью каждого киргиза. Однако в дореволюционный период эти давние традиции, берущие истоки, быть может, в первобытных родовых отношениях, когда все трудоёмкие работы делались сообща, были трансформированы с классовых позиций и во многих случаях служили интересам баев, манапов и др. представителей эксплуататорского класса киргизского общества. Так, напр., древняя традиция взаимопомощи использовалась баями и манатами в целях наживы за счёт своих бедных «сородичей» во время похорон пли поминок в виде подворного обложения (конок алуу; кошумча). Многие семейно-бытовые традиции тесно сплетались с религиозно-магическими обрядами. Так, при рождении ребёнка наряду с таким обычаем, как «Джентек той» (пир по случаю рождения), «Тушоо кес??» (разрезание пут в годовщину ребёнка), когда родители устраивали праздник с угощением, шуточными играми, соревнованиями, бытовали и обряды, связанные с верой в сверхъестественные силы, напр., в обычаях наречения имени («азан чакыруу», «ат коюу»), укладывании в колыбель («бешикке салуу»), отрезании волос ребёнка («чач алдыруу»). Одно из главных мест в семейных торжествах занимала свадьба. Выполнение всех условий свадебных обрядов было по силам только представителям имущих классов. Сюда входила уплата калыма, обмен многочисленной одеждой родителями невесты и жениха (кийит), богатое приданое (сеп), прощальные плачи (кошок), жертвоприношения молодым (?пк? чабуу) и т. д. Наряду с этим в киргизской свадьбе было много игр: кыз оюн (игры девушек), аркан тартышуу (перетягивание аркана), «кемпир ?лд?» (старуха умерла), песенные состязания (айтыш) или просто поочерёдное пение (сармерден) и др. развлечения, после свадьбы надолго остававшиеся предметом весёлого обсуждения односельчан. Одним из хороших свадебных обычаев была традиция поочерёдного приглашения невестки в гости старшими родственниками жениха — отко киргиз?? (поклонение огню) — с тем, чтобы она в дальнейшем свободно могла приходить к ним в дом.

Kirghiz.Ru :: Киргизская ССР
© 2011-2015 :: Все права защищены
главная | о проекте | оглавление
Статистика: