Партнёры

ВЕРОВАНИЯ, ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ

С победой Октябрьской революции изменились социально-экономические условия, духовный облик советских людей. В этой связи изменениям подвергались и традиции, обычаи киргизского парода, Лучшие прогрессивные народные обряды получили дальнейшее развитие. Многие из них, связанные с отсталым бытом, безвозвратно исчезли. Возникли и успешно развивались новые обычаи, рождённые Октябрём, особенно в области общественной жизни. Революционный дух и пафос народа, совершившего Октябрьскую революцию, торжественно-митинговая символика революционных лет способствовали развитию и укреплению новых традиций (празднование 7 ноября, 1 Мая, 8 марта, 23 февраля). Революционные перемены нашли отражение и в сфере семьи, быта. В 20-х гг., как во всей стране, в Киргизии внедрились красная свадьба, октябрины, звездины. Их характерной чертой явилось перенесение революционного духа в семейные обряды. Клубы и библиотеки, красные юрты и др. проводили среди трудящихся широкую антирелигиозную агитацию и пропаганду, что было одной из главных задач политпросвет-учреждений. В 40—50-х гг. шёл процесс становления новых обрядов и традиций, отражающих социалистич. сущность переломных моментов. Ряд постановлений ЦК Компартии Киргизии усилил целенаправленную работу партийных, общественных организаций по изучению и внедрению новых обрядов. В республике были созданы советы по разработке и внедрению новых обрядов, открыт Дом атеизма, в 1967 во Фрунзе был построен Дворец бракосочетания, в последующие годы дома счастья появились в Оше, Пржевальске, Сулюкте и др. городах. Такие новые праздники, как комсомольская свадьба, торжественная регистрация брака, день рождения, окончание школы, получение паспорта, посвящение в рабочие, чествование ветеранов, торжественные проводы на пенсию и многие другие прочно вошли в жизнь республики. Многие национальные традиции, складывающиеся веками, приобрели новое социалистич. содержание. Такой традицией, напр., является «айтыш» — состязание акынов, в к-ром принимали участие талантливые мастера, умеющие экспромтом сочинять стихи и песни. Эта форма национального искусства при Советской власти не только сохранилась, но и получила новое социальное содержание.

В киргизской семье, к-рая, как правило, бывает многодетной, глубоко чтут старших. Эта национальная черта семейного воспитания перенеслась и в школы. Киргизские школьники, обращаясь к учителю, уважительно называют его «агай» (старший брат), учительницу — «эже» (старшая сестра). Сохранились у киргизского народа такие хорошие традиции, как, напр., забота о госте, верность дружбе, помощь пострадавшим от стихийных бедствий и др. Разумеется, эти традиции присущи и др. народам, но характер трудовой деятельности киргизов в прошлом, особенности географич. среды и др. факторы обусловили яркую выраженность указанных традиций. Партия уделяет большое внимание вопросам атеистич. работы. ЦК КПСС принял ряд постановлений по улучшению атеистич. воспитания трудящихся. В свете этих документов партийные, профсоюзные, комсомольские организации, общество «Знание», культурно-просветительные учреждения, печать, радио и телевидение, кино, творческие союзы республики осуществляют конкретные меры по улучшению атеистич. воспитания населения. Большую работу по атеистич. воспитанию учащейся молодёжи и студентов ведут учителя и профессорско-преподавательский состав вузов.

Т.Дж. Баялиева

Kirghiz.Ru :: Киргизская ССР
© 2011-2017 :: Все права защищены
главная | о проекте | оглавление
Статистика: