|
|
|
Партнёры
|
|
|
|
Культурная революция
Культурная революция — составная и неотъемлемая часть социалистического и коммунистического строительства. Суть её — создание социалистической культуры и приобщение трудящихся к достижениям культуры, превращение их в сознательных и активных участников культурно-исторического процесса, формирование гармонически развитой личности. В ходе социалистич. строительства в Советском Киргизстане, как и по всей стране, произошли коренные изменения в области культуры и идеологии. Кирг. народ, благодаря постоянной заботе Коммунистич. партии и неуклонному проведению в жизнь её ленинской национальной политики равноправия и дружбы народов, за исторически короткий срок совершил огромный скачок от неграмотности к вершинам социалистич. культуры. В Кирг. ССР культурная революция осуществлялась в исключительно сложных условиях. Её особенности определялись общей экономич. и культурной отсталостью края в прошлом, преобладанием докапиталистических отношений, кочевым и полукочевым образом жизни киргизского народа; малочисленностью рабочего класса, неграмотностью (до революции лишь 6 из каждой тысячи киргизов умели читать); отсутствием письменности на родном языке, национальных кадров интеллигенции. Эти трудности наложили свой отпечаток на ход культурной революции в республике. Основные задачи культурной революции в национальных р-нах страны, в т. ч. в Киргизии, были определены в Программе Коммунистич. партии, в решениях партийных съездов, направленных на ликвидацию фактич. неравенства ранее отсталых народов. Под руководством ленинской партии при помощи русского и других народов нашей страны с первых лет Советской власти в Киргизстане осуществлялось культурное строительство. Ленинский декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919 положил начало борьбе за всеобщую грамотность. Для этой цели в Киргизии в середине 20-х гг. создаются Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, добровольное об-во «Долой неграмотность», к-рые под руководством партийных организаций, советских органов проводили большую работу по преодолению вековой отсталости. В 1924 на базе реформированного арабского алфавита была создана национальная письменность киргизского народа. В первые годы обучением охватывались в основном коммунисты, комсомольцы, члены профсоюзов. За первое 10-летие Советской власти были сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Так, в конце 1926 общая грамотность населения Киргизстана составила только 15,1% (по СССР — 51,1%), а среди киргизов ещё меньше — 4,7%. Решающие успехи в ликвидации неграмотности были достигнуты в годы довоенных пятилеток, когда развернулась всенародная борьба за грамоту. Усилиями партийных, советских, хоз-венных органов, комсомольских, профсоюзных и др. обществ, организаций, работников народного образования и культурно-просветит. учреждений, культармейцев при активном участии самих трудящихся масс к 1939 в Киргизстане грамотность населения в возрасте от 9 до 49 лет поднялась до 82%, в т. ч. мужчин — 89,4% и женщин — 74,4%. Общий уровень грамотности в Кирг. ССР приблизился к среднему по СССР. Накануне Великой Отечественной войны ликвидация неграмотности в республике в основном была завершена. Таким образом, кирг. народ в течение двух десятилетий стал сплошь грамотным. Это было величайшим завоеванием социализма в нашей стране. За годы Советской власти в Киргизстане сложилась социалистич. система народного образования. Были открыты школы, преподавание в к-рых ведётся на кирг. языке. В 1930/31 уч. г. в республике было введено всеобщее обязательное начальное обучение, успешное завершение к-рого позволило в конце 30-х гг. перейти к всеобщему семилетнему образованию в сёлах и десятилетнему — в городах. Количество общеобразовательных школ неуклонно росло. Если до революции в Киргизстане было всего 107 школ (в т. ч. лишь одна средняя) с 7 041 учащимся, то в 1940/41 уч. г. — 1 645 общеобразовательных школ (из них ок. половины семилетние и средние), где обучалось 328,7 тыс. детей, в т. ч. 1 135 кирг. школ со 166 тыс. учащимися. По сравнению с дореволюционным периодом количество школ увеличилось в 15 раз, а число учащихся — в 46,5 раза. Темпы развития школьного образования в Киргизии были намного выше, чем в СССР в целом. Впервые в истории кирг. народа организуются средние специальные и высшие учебные заведения. В 1925 открываются Киргизский институт просвещения, Ошский педтехникум, Пишпекский и Иссыккульский сельскохозяйственные техникумы, в 1932 — 1-й вуз республики — педагогический институт, в 1933 — зооветеринарный, в 1939 — медицинский ин-ты. В1940 было 33 средних спец. уч. заведений с 5 960 учащимися и 6 вузов с 3 043 студентами. Эти учебные заведения подготовили многочисленные кадры специалистов коренной национальности. Создание и развитие советской системы народного образования сыграло решающую роль в победе культурной революции в республике, способствовало приобщению широких масс трудящихся к политич. знаниям, эстетическим ценностям, формированию социалистич. интеллигенции.
|
|
|