Партнёры

АКЫНСКАЯ ПОЭЗИЯ

Акынская поэзия — часть классич. поэзии, к-рая развивалась в тесной связи с устным поэтич. творчеством кирг. народа. Акын, ырчы — народный певец-импровизатор, исполняющий произведения устного поэтич. творчества под аккомпанемент комуза, кыяка и др. Акыны изучают фольклор, творчески перерабатывают его, внося в сюжеты индивидуальное начало. Многие акыны обладают превосходной памятью, глубокими познаниями, наблюдательностью, артистич. дарованием. Акыны условно делятся на дагамакчы — певцов-импровизаторов, авторов панегирических и обличит, песен; джомокчу — певцов-сказителей, исполняющих эпич. произведения; нускоочу — певцов, слагающих назидательные песни философского содержания. Чёткого различия между ними нет. Деятельность акынов была многогранной: участие в айтышах, поэтических состязаниях акынов, народных собраниях, празднествах. Иногда акыны исполняли функции глашатаев.

В дореволюционную эпоху, в условиях отсутствия письменности, акыны в своих произведениях отражали мечты и чаяния народа. До наших дней дошли творения Кетбука (12 в.), Асанкайгы (15 в.). Акынская поэзия бурно развивалась во 2-й половине 19 в. (Бекмурат, Эсенаман, Чонду, Айтыке, Накен, Сартбай, Калмырза, Найманбай, Солтобай, Ботобай, Ташмат, Джениджок и др.). Только в Кетментёбинской и Таласской долинах в конце 19 — начале 20 вв. жило ок. 60 акынов. В дооктябрьский период отдельные акыны идеализировали родовой строй, воспевали баев и манапов. Акыны-демократы изобличали паразитич. образ жизни феод. верхушки. В акынской поззии существовало 2 течения: реакционное и демократическое. Акыны реакционного направления стремились укрепить власть угнетателей, разложение феодально-родового уклада они считали «концом света». В их стихах звучали пессимистические нотки. В литературоведении эта поэзия названа «Замана поэзиясы» («Поэзия скорби»). Ведущими «заманистами» были Калыгул (1785—1855), Арстанбек (1824—1878), Молдо Кылыч (1866—1917). В «Судном дне» Калыгула, «Тесной эпохе» Арстанбека, «Печальной эпохе» Молдо Кылыча звучит призыв к выполнению законов шариата. Акыны демократич. направления вскрывали пороки феод. эпохи, защищали интересы трудового народа. Передовые мыслители своего времени, они обращались к животрепещущим проблемам социальной жизни народа, особое место в их творчестве занимал вопрос о правах человека, в т. ч. проблема раскрепощения женщины-киргизки. Акыны стремились разбудить сознание трудящихся масс, призывали к объединению в борьбе против угнетателей.

Многие акыны — комузисты, композиторы вели нищенский образ жизни. Они бродили из аила в аил, где выступали с традиционными стихами на пиршествах, поминках. Вместе с тем акыны исполняли такие поэмы, как «Курманбек», «Джаныш-Байыш», «Эр Табылды», «Коджоджаш», «Сарынджи-Бёкёй», «Олджобай и Кишимджан» и др. Выступая перед публикой, акыны выражали свой взгляд на общественную жизнь, заветные мечты. Лучшим образцам акынской поэзии присуща глубокое содержание, художеств. совершенство, яркая творч. индивидуальность. Эсенаман (1833—1913) был мастером обличит. песен, дастанов. Многие акыны учились у него исполнению поэм. Акыны Калмырза (ок. 1866 — ок. 1910), Найманбай (даты рожд. и смерти неизв.) сочиняли мактоо — панегирические, кордоо — изобличит. песни. Джениджок (1860—1920) воспевал красоту природы. Популярны его песни «Бегущая вода», «Наша земля». К акынам-пейзажистам можно отнести и Калмамбета (ум. ок. 1925) по прозвищу «Чеп ырчы» («Певец природы»), к-рый слагал стихи о флоре Южной Киргизии.

После вхождения Киргизии в состав России резко усилился процесс разложения патриархально-феод. устоев. В Киргизию проникали идеи прогрессивной русской культуры. Наиболее ярким представителем нового демократич. направления в киргизской поэзии был талантливый акын и композитор Токтогул Сатылганов (1864—1933). Мастер айтыша, он виртуозно исполнял народные дастаны «Джаныш-Байыш», «Олджобай и Кишимджан», «Коджоджаш» и т. д. Популярны лирические стихотворения Токтогула раннего периода — «Алымкан», «Айымджан», «Насылкан». Видное место в творчестве Токтогула занимают сатирические произведения «Пять кабанов», «Эшен-калпа», «Папы-калпа», «Ростовщик Чакырбай», «Сватовство Эселбая» и др. Обличение представителей господствующих классов вызывало их бешеную злобу. По ложному обвинению Токтогул был арестован 3 авг. 1898 и сослан в Сибирь. В 1904 ему удалось бежать, и он вернулся на родину. В песнях этого периода «Прощай, мой народ», «Прощай, мать!», «Тюремная жалоба», «В ссылке» жалобы на личную судьбу сочетаются с сочувствием к страданиям народа:

Kirghiz.Ru :: Киргизская ССР
© 2011-2017 :: Все права защищены
главная | о проекте | оглавление
Статистика: