ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ (малые формы)

Эпос «малых форм», как и трилогия «Манас», повествует о походах богатырей, знаменат. событиях истории. Время складывания эпоса, бытовавшего на протяжении веков, установить невозможно. Впитывая события различных времён, шлифуясь и обогащаясь, произведения народного творчества достигли большой художеств. выразительности, оригинальности, национально-эстетич. целостности. Во многих дастанах выражены демократич. идеи, но отдельные сказания и варианты отмечены чертами реакционной идеологии, привнесёнными в эпос за многие века его существования, а также отразившими известную идейную ограниченность самих создателей произведений. В древней поэзии отображён уклад родового общества. В различных формах в кирг. эпосе проявляется взаимосвязь человека с природой, всфечаются описания культовых поклонений мифическим животным. Среди эпич. произведений малых форм имеются героич. и социально-бытовые поэмы. Одни из них, такие, как «Эр Тёштюк», «Коджоджаш» несут на себе отпечаток древности, построены на сказочно-мифологич. основе. «Эр Табылды», «Курманбек» повествуют о позднефеодальной эпохе, внутриродовых распрях киргизов, борьбе с иноземными захватчиками. «Олджобай и Кишимджан», «Сарынджи-Бёкёй» в романтич. аспекте отражают социально-бытовые проблемы различных периодов истории кирг. племён.

В эпосе «Коджоджаш» повествуется об одной из характерных сторон жизни кочевников — охоте. Охотник-богатырь Коджоджаш кормит всё племя. За истребление косуль их мифическая покровительница Сур Эчки, олицетворяющая в эпосе материнское начало, заманивает охотника в непроходимые горы и оставляет его в западне среди скал, где он умирает. Сюжет свидетельствует о том, что «Коджоджаш» мог возникнуть на стадии, развития и становления ранних племён, когда нарушение культа строго каралось. Трансформированным отголоском этого тотемического реликта можно считать название кирг. племён сарыбагыш, асык и др. Поэма отражает близкую природе жизнь народа, не знающего ещё ни войны, ни распрей, ни родо-племенных смут. Дастан рассказывает о тернистом пути познания тайн природы и борьбе человека со стихией. Впервые «Коджоджаш» был записан со слов сказителя Сулаймана Конокбаева в 1923, издан — в 1932 по варианту акына Алымкула Усенбаева. В 1949 дастан был записан в изложении Толомуша Джээнбаева.

Эпос «Эр Тёштюк» — одно из немногих эпических произведений, имеющих эквиваленты в творчестве др. тюркоязычных народов: тюменских татар (в прозе), казахов, алтайцев. Эр Тёштюк является героем как самостоят, эпического произведения, так и одним из персонажей эпоса «Манас». Первая запись эпоса «Эр Тёштюк» была произведена в 1862 В. В. Радловым от неизвестного сказителя, последующие были сделаны в годы Советской власти: в 1927 по варианту Джумы Джамгырчинова, в 1932 эпос записан со слов выдающегося сказителя-манасчи Саякбая Каралаева. Содержание эпоса составляет борьба богатыря Эр Тёштюка с чудовищами и великанами подземелья (Кёк-дёо, Чоюн кулак алп, Кара-дёо). В прошлом киргизы верили в существование нескольких миров (небесного, подземного), что нашло отражение в древних вариантах эпоса. Семь лет не видит богатырь солнца, сражаясь в подземелье с чудовищами. В борьбе ему помогают верные друзья: Джакун, конь Чалкуйрук, тигр, медведь, муравей, а также великаны Кёрёгёч, Куюн. Птица Алакара-куш оживляет убитого Эр Тёштюка. С помощью друзей богатырь одолевает тёмные силы подземелья н возвращается на землю к любимой жене Кен-джеке. Возвращение богатыря символизирует торжество добра и разума.

Kirghiz.Ru :: Киргизская ССР
© 2011-2015 :: Все права защищены
главная | о проекте | оглавление
Статистика: