|
|
|
Партнёры
|
|
|
|
Лирический жанр
Лирич. песня подразделяется на бытовую и любовную. Бытовая вбирает в себя целый ряд разновидностей: песен-состязаний (айтыши), номинальные (жоктоо), свадебпые (уйл?н?? салт ырлары), колыбельные (бешик ырлары), жалобы (армандар), причитания (кошоктор), прощания (коштошуу). завещания (керээз), посвящения (арноо), игровые (селкинчек). Айтыши — издревле любимые песни кирг. акынов, это своеобразные словесные поединки певцов, к-рые состязаются посредством меткого и образного слова, хлёсткой сатиры, доброй шутки. Айтыш был своего рода общественной трибуной. Экспромтом сочиняли акыны куплеты в адрес «противника» и тут же исполняли их на комузе, стремясь показать своё превосходство. Второй акын, когда очередь доходила до него, должен был так же быстро дать ответы на поставленные в песне вопросы, в стихотворной форме показать слабость противника и привести его в замешательство. Победителем считался акын, обладавший поэтич. даром и мастерски исполнявший куплеты на комузе, кыяке и др. инструментах. Эти своего рода турниры поэтич. мысли имеются и у других народов Ср. Азии (казахский айтыс, узбекская аския, таджикская мушапра). Лирические песни «Сармерден», «Алымсабак» и др., берущие начало от древних айтышей, до сих пор исполняются на молодёжных праздниках. Жанр айтыша успешно развивался в творчестве Токтогула Сатылганова («Состязание с Найманбаем»), где народный акын разоблачал продажных байских певцов. Современные айтыши включаются в акынский репертуар концертов филармонии, театров и клубов. Молодые исполнители состязаются в воспевании достижений социалистич. строя, в бичевании пережитков прошлого. В песнях-жалобах и причитаниях зачастую вместе с оплакиванием усопшего выражалась обида на несправедливость жизни, притеснения, безысходную нищету. Обрядовые произведения фольклора сохранили своё бытовое значение и поныне. Некоторые кошоки и жоктоо с течением времени выросли до сюжетных поэм. Свадебные песни близко смыкаются с жалобами и причитаниями, в них оплакивается судьба девушки, выходящей замуж. Наряду с наставлениями о поведении в семье будущего мужа, они рассказывали о трудной доле замужней женщины. В свадебных песнях отразилась и тема неравного брака: Выхожу за шестидесятилетнего белобородого старика, Отец продал мою голову, ухожу взамен скота. В таких песнях, как «Жалоба девушки, отданной за долги», «Жалоба девушки, выданной за старика», отражена трагич. участь кирг. женщины, лишённой человеческих прав. Социальными мотивами наполнены и песни-издёвки (кордоо), в к-рых высмеивались алчность и бездушие феодальной верхушки и служителей религии. Бытовая песня несёт в себе глубоко демократич. начало, она обычно социально заострена, отражает классовое расслоение патриархально-феод. общества. Любовная лирика состоит из 2-х видов — секетбай и кюйгён. Этот род песен, наиболее распространённый до Октября, в советское время непрерывно наполнялся новым содержанием, но неизменно строился на традиционных поэтич. образах (сравнения, параллелизмы, метафоры). В секетбай воспевался образ девушки, её красота, в кюйгён чаще изображён страдающий юноша, к-рый по разным причинам (чаще всего социальным) не может быть вместе с любимой: Быть бы мне серёжкой золотой в ушах твоих, Быть бы мне источником в твоём аиле, Куда ты по воду ходишь. Многие жанры кирг. фольклора отличаются синкретизмом. Это особенно касается кирг. эпоса, в к-ром соединились несколько видов народного искусства. Устное народное творчество киргизов по своей форме импровизационно. Зачастую процесс восприятия действительности непосредственно совпадает в нём с процессом творчества. Академик В. В. Радлов отмечал, что у киргизов «сильно распространено искусство импровизации и каждый мало-мальски опытный певец в состоянии тут же на месте воспеть присутствующих гостей в складно составленных стихах». Та же импровизационная манера исполнения характерна и для кирг. народной музыки. Хотя в прошлом киргизы не знали театра, элементы сценического искусства существовали в тесном контакте со словесным творчеством. В народе пользовались известностью куудулы-комики, подобные Кудайбергену Омурзакову (Куйручук) или Шаршену Термечикову, к-рые с большой выразительностью воспроизводили сцены, зло высмеивали эксплуататорскую верхушку, мастерски воссоздавая отрицат. характеры. Слитность словесной, музыкальной и изобразит, традиций у киргизов, так же, как и у туркменов, каракалпаков, помогла формированию начальных форм многих жанров, способствовала совершенствованию их форм. Кирг. советская лит-ра в своём развитии опирается на богатство фольклора, эстетика к-рого вливается в новое искусство социалистич. реализма.
|
|
|