|
|
|
Партнёры
|
|
|
|
Киргизстан в 16-18 вв.
16—18 вв. явились временем дальнейшего развития сложившейся киргизской народности. К 15 в. киргизский народ имел оформившиеся этнический состав, общенародный язык, общность территории, однородность кочевой формы быта и хозяйственного уклада, особенности материальной и духовной культуры и сформировавшийся физический тип, характерный для современной киргизской нации. В языковом отношении, по материальной и духовной культуре, а также по антропологическому типу киргизы ближе всего стоят к казахам, каракалпакам, алтайцам, хакасам и тувинцам, хотя довольно длительно и близко в период сложения народности киргизы общались с кыпчаками и калмаками. Главным занятием, как и в прежние века, было пастбищное животноводство. Скот круглый год держали на подножном корме, в основном разводили лошадей и овец, меньше — крупный рогатый скот, на равнинах — верблюдов, в высокогорье — яков. Каждый аил кочевал на определённой территории: «жаздоо» — весенних, «жайлоо» — летних, «куздее» — осенних, «кыш-тоо» — зимних пастбищах. Животноводство Киргизстана имело важное значение для оседло-земледельческих областей Средней Азии и Восточного Туркестана, на рынки которых (в Андижан, Ош, Узген, Наманган, Ташкент, Кашгар, Уч-Турфан, Ак-Суу, Кулджу и др.) пригонялись для продажи лошади и овцы. Небольшая часть земель возделывалась в Ферганской, Чуйской, Таласской долинах и Иссыккульской котловине, в меньшей мере — в долинах Ат-Башы, Нарын, Тогуз-Торо, Кетмен-Тёбё, Чаткал и др. Земледелие в большинстве было богарное, но имелось и поливное; сеяли преиму-щественно просо и ячмень, более соответствовавшие условиям Киргизстана, и меньше — пшеницу. Техника земледелия была примитивной. Определённое значение имела охота. Хозяйство было натуральным, однако велась торговля обычно в форме товарообмена: лошади и овцы, а также шкуры, кожа, шерсть, войлок, пушнина обменивались на товары ремесленного производства и промышленные изделия (прежде всего на хлопчатобумажные и шёлковые ткани, а также на выделанные кожи, обувь, посуду, металлические изделия, оружие, предметы домашнего обихода, украшения и драгоценности) и продукты земледелия (чай, сахар, соль, хлеб, рис, сладости, сушёные фрукты, мёд, пряности, вина и др.). Приезжали торговцы из Восточного Туркестана, городов Средней Азии, России. Из России, особенно начиная с 18 в., во всё возрастающем количестве поступали ситец, сукно, выделанные кожи, чугунные и железные изделия. Через Киргизстан проходили торговые пути, из России и Средней Азии в Восточный Туркестан и Китай. Ремёсла носили домашний характер и были связаны с обработкой продуктов животноводства. Из шерсти, кожи, овчины, дерева изготовлялись сёдла, конская сбруя, юрты, посуда, пряжа для тканей, одежда, войлок, ковры и многие другие предметы быта. Были мастера по изготовлению из металла оружия, орудий труда; из серебра и золота делали украшения. Было развито прикладное искусство, исполнение многих изделий стояло на высоком художественном уровне. В условиях скотоводческого хозяйства и кочевого быта развитие производительных сил шло медленно. Кирг. общество позднего средневековья состояло из 2 основных классов: феодалов — баев, манапов, биев, духовенства и зависимого населения — букары. Сильны были пережитки патриархально-родовых отношений, феод.-родовая знать была заинтересована в затушёвывании феод, эксплуатации и использовала эти пережитки. Однако существовало большое правовое и имущественное неравенство: феодалы распоряжались пастбищами и пахотной землёй и имели в своей собственности большую часть скота; массы населения зависели от них и владели меньшим количеством скота. Зависимое население юридически не было закрепощено, однако в разнообразных формах вносило продуктовую ренту и выполняло разные обременительные трудовые повинности. Наряду с эксплуатацией букары, в своём хозяйстве феодалы использовали труд кедеев и кулов. Беднейший слой зависимого населения — кедеи, не имевшие скота, шли в кабалу к баям. Букара, оторвавшаяся от своих аилов, тоже попадала в кабалу к другим феодалам. Особую прослойку составляли патриархальные рабы — кулы, которыми в большинстве становились военнопленные и преступники, а также попавшие в долговую кабалу выходцы из беднейших слоев. Классовая борьба между феодалами и зависимым населением проявлялась в откочёвке, угоне скота, прямых столкновениях. С дальнейшим развитием феодальных отношений усиливается зависимость букары и её эксплуатация.
|
|
|