|
|
|
Партнёры
|
|
|
|
Детская литература
Кирг. детская лит-ра родилась в годы Советской власти. Главным источником было устное народное творчество. Великий акын Тоголок Молдо, отбирая для детей лучшее из устной пародпой поэзии, сообщал ей новое социальное содержание. На сюжеты сказок «Журавль и Лиса», «Волк и Лиса», «Как Перепёлка обманула Лису» и др. он создал произведения реалистич. плана. Басни Т. Молдо положили начало жанру детской лит-ры и Киргизии. Т. Молдо — зачинатель в детской лит-ре сатирич. жанра («Телибай», «Кемчон-той», «Джанбакты»). В адресованных детям произведениях Т. Молдо выступал как акын-наставник («Характер человека». «Мечтания», «Земля и со дети»). Стихотворения «Большая Медведица», «Кобчик», «Мой телёнок» и др. были посвящены самым маленьким. В 20-х гг. появились поэмы А. Токомбаева «Курманбек», «Сирота», рассказы К. Баялинова «Лиса и Сурок»; «Ласточка н Змея», воспроизводившие фольклорные сюжеты. В них прослеживается стремление к оригинальному построению композиции, своеобразным пейзажным зарисовкам. Источником развития детской лит-ры стала социалистич. действительность. Поэма А. Токомбаева «О Ленине» (1927) стала началом Лениниады. В 20-е гг. широко разрабатывалась так называемая тема сирот. Сравнивая униженное положение детей в прошлом со счастливой жизнью их и Советском государстве, авторы убедительно раскрывали преимущества социалистич. строя (поэма А. Токомбаева «Сирота Эшим» (1028), рассказы К. Баялинова «Смерть сироты» (1020), «Мурат» (1028), «Счастливый сирота» (1929), рассказ Р. Шукурбекова «Джаркынай» (1929) и др.). В 30-е гг. тематика детской лит-ры расширялась с появлением новых жанров. Повести «Трудные времена», «Зарлык» М. Элебаева отражали стремление кирг. молодёжи к знаниям. Рассказы «Маленький рабочий» (1932), «Сын чабана», «Сивый телёнок» (1935) С. Сасыкбаева, «Счастливая девочка» (1936), «Пятнистый ягнёнок» (1935), «Сулайманов Керимбек» (1937), К. Маликова, сборник стихов «Наша книга» (1936) А. Токомбаева рассказывали об участии детей в социалистич. строительстве, борьбе за трудовое воспитание и коммунистич. нравственность, школьное образование и др. Актуальные проблемы ешё не были художественно реализованы из-за недостаточного опыта молодых авторов, но давали представление о жизни кирг. детей периода первых пятилеток, а созданные в них образы легли в основу характера положит. героя для юношества. К 30-м гг. относится и возникновение жанра научной фантастики в детской лит-ре (К. Эсенкоджоев, «Мальчик-путешественник». 1939, «Третий шар», 1339, «Сын Родины». 1939). К. Эсенкоджоев — автор поэмы «Мир пернатых» (1939) и ряда детских стихотворений. Жанровое однообразие лит-ры для детей наблюдалось и в лит-ре периода Великой Отечественной войны. В поэмах А. Токтомушева «Сын», Дж. Боконбаева «Сила храброго сильнее крепости», в рассказе С. Сасыкбаева «Сын партизана» рассказывалось о мужестве и преданности советских людей. Стихотворения «Орел и Филип» А. Токомбаева, «Сорока найдёт смерть не за хитрость, а за жадность» Дж. Боконбаева показывали звериный облик фашистских оккупантов. В рассказах «Теперь она не сирота» К. Баялинова, «Маленькие патриоты» Т. Сыдыкбекова отражались дружба народов, трудовой подвиг советских людей в тылу. В 1950 ЦК ЛКСМ Киргизии рассмотрел вопросы развития детской лит-ры. При Союзе писателей республики была создана специальная секция. Редакциям газет «Ленинчил жаш», «Комсомолец Киргизии» и «Кыргызстан пионери» было поручепо систематически публиковать произведения, посвященные детям и юношеству. В пословоенном десятилетии увидели свет «Наша книга» (1949, 2-е издание), «Подарок» (1951) А. Токомбаева»; «Для детей» (1947) А. Осмонова; «На нашей земле» (1948), «Кубат» (1953), «Сила в дружбе» (1954) Т. Уметалиева; «Мечта юных» (1948) А. Токтомушева; роман «Дети гор» (1953) Т. Сыдыкбекова; повести «Мечта» (1949) К. Джантошева; «Молодое племя» (1951), «Сагын» (1953) Н. Байтемирова; ряд рассказов С. Сасыкбаева и М. Джангазиева. Произведениям свойственны широта тем, охват различных аспектов действительности, в них отражена внутренняя жизнь героев. Героическим страницам истории посвящены «Кычан» (1956) Ш. Бейшеналиева, «Сын Джакыпа» (1957) А. Токтомушева.
|
|
|