Партнёры

ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ (малые формы)

В более поздние времена создан эпос «Курманбек». Главный герой поэмы тоже сражается против засилья калмыков. В результате междоусобных распрей возникает непримиримый конфликт между богатырём Курманбеком и его отцом Тейитбеком. Событийная канва эпоса связана с борьбой богатыря Курманбека с калмыцкими ханами Дёлёном и Экезом. Хотя богатырь погибает в сражении, его правое дело будет продолжено сыном Сейитбеком. Дастан осуждает феод. раздробленность кирг. племён. Курманбеку приходится одновременно сражаться с калмыками и сдерживать внутриродовые распри. Наряду с остросоциальными мотивами, в эпосе много традиционных картин народного быта, напр., описание сватовства и женитьбы Курманбека на дочери афганского хана Канышай. Первая запись эпоса была сделана в 1928 К. Мифтаховым со слов известного сказителя М. Мусулманкулова, тогда же производится запись эпоса со слов акына К. Акиева. В 1958 записан новый вариант акына М. Календерова. Впервые эпос издаётся в 1938 по варианту К. Акиева.

К эпосу «Курманбек» по идейной значимости близок «Эр Табылды», в к-ром раскрываются глубокие социальные противоречия кирг. общества. В поэме показана патриархально-феод. раздробленность киргизов, борьба народа во главе с богатырём Табылды с калмыцкими ханами. Эр Табылды наделён всеми чертами эпического богатыря — силой, мужеством, он призывает соплеменников к объединению, к мирной жизни. Добытые в сражениях с врагом табуны скота Табылды всегда делит между неимущими: «вдов наделяет овцами, сирот дойными коровами, бедняков — кобылами». Образ Эр Табылды противопоставлен образу злого, могущественного Кудайназара и его роду — подстрекателю межродовых распрей. Эпос «Эр Табылды» зафиксирован в 3 вариантах: в пересказах А. Тыныбекова, Ы. Дыйканбаева, Дж. Джамгырчинова. Публикация дастана была осуществлена на основе варианта А. Тыныбекова в 1940 и 1957.

Своеобразен как в идейном, так и в сюжетном плане эпос «Джаныш-Байыш». По тематике дастан также связан с борьбой киргизских богатырей — братьев Джаныш и Байыш с калмыцкими завоевателями (в отдельных вариантах — с китайскими), но в отличие от др. дастанов эпос сохранил реликты древнего сказания: богатырь Байыш в воде не тонет, в огне не горит, пуля его не берёт. Чудесный скакун Джаныша говорит человеческим языком.

Социально-бытовой эпос «Кедейкан» возник в эпоху чёткой классовой дифференциации кирг. общества. Само название «Кедейкан» («Хан из бедных») говорит об идейной направленности произведения. Бывший сирота Кедей-Даныйга группирует вокруг себя юношей-бедняков, вместе с к-рыми нападает на байские табуны, грабит их имущество. Умом и ловкостью он побеждает в словесном поединке одного из приближённых хана Азимкана, к-рый на время отдаёт престол храброму юноше. Кедейкан правит по законам справедливости, защищая интересы обездоленных. В эпосе сказалась ограниченность мировоззрения народа, верившего в «добрых» ханов. Два варианта эпоса записаны со слов К. Акиева и А. Усенбаева. Впервые издан в 1938, затем в 1957 и 1970.

«Сарынджи-Бёкёй» и «Олджобай и Кишимджан» повествуют о более поздних временах, когда происходит довольно заметное углубление реально историч. содержания эпич. жанров. По художеств, особенностям эпос близок к лироромантич. дастанам тюркских народов, к-рым присущи умеренная фантастика и гиперболизм, подробная психологич. характеристика персонажей. Поэмы интересны тем, что образы их героев даются в развитии. В эпосе «Сарынджи-Бёкёй» рассказывается, как после смерти хана Джамгырчы разгорается вражда между его сыном Сарынджи и братом Бёкёем, захватившим невесту сына Акбермет. Легковерный Сарынджи не сразу распознаёт предательство родственников, но постепенно обретает зрелость и решительно борется за освобождение невесты. Джигит спасает девушку из плена Бёкёя и женится на ней. Как и многие героини древних эпич. сказаний, Акбермет наделена умом, выдержкой, мужеством. Эпос впервые записан в 1923 со слов сказителя С. Конокбаева, второй вариант — в 1958 от акынов М. Сатыбалдиева и А. Усенбаева. Впервые издан в 1953 по варианту А. Усенбаева. В образе Кишимджан, героини поэмы «Олжобай и Кишимджан», также воплощены лучшие черты героинь кирг. эпоса. Подобно Джаныл Мырзе и героиням казахских эпосов Кыз-Жибек и Баян-сулуу, Кишимджан воплощает народный идеал женщины-борца, сочетающей внешнюю красоту и богатый духовный мир. Эпос «Олджобай и Кишимджан», в отличий от «Сарынджи-Бёкёя», заканчивается трагически. Пафос поэмы — в борьбе влюблённых против феодального уклада, реакционных обычаев и нравов, за истинную любовь. Олджобай и Кишимджан не могут обрести счастье в мире зла, но их борьба за любовь оставляет свет в людских сердцах. Эпос известен в 3 вариантах: М. Кабылова (1917), С. Сакебаева, (1925). Вариант А. Усенбаева впервые был опубликован в 1940.

Kirghiz.Ru :: Киргизская ССР
© 2011-2017 :: Все права защищены
главная | о проекте | оглавление
Статистика: