|
|
|
Партнёры
|
|
|
|
ЭПОС «МАНАС»
Легендарный эпос кирг. народа «Манас» — монумент. произведение, прославляющее мужество, воинскую честь, любовь к Родине. На протяжении всей многовековой истории киргизы вели героическую борьбу с чужеземными захватчиками, отстаивая свою свободу и независимость. Могучая сила сопротивления, мужество и героизм спасли киргизов от полного уничтожения, каждое сражение изобиловало подвигами верных сыновей и дочерей народа. Мужество и доблесть стали вечной темой воспевания. Этим объясняется героический характер кирг. эпич. поэм вообще и эпоса «Манас» в особенности. «Манас» как древний образец киргизского эпоса представляет собой широкое художеств. отображение борьбы кирг. народа за свою свободу, независимость, его мечты о справедливости и лучшей доле. При отсутствии зафиксированной истории, скудости письменной лит-ры «Манас» наряду с др. жанрами устной поэзии заменял кочевому народу и письменную литературу, и изобразит, искусство, и театр. Это было своего рода обобщённое искусство, содержащее в зачатке все виды искусства. Эпос «Манас» — подлинно эпич. произведение, где в широком плане отображены не только история, но и все стороны жизни киргизского народа: его этнический состав, хозяйство, быт, обычаи, нравы, эстетические вкусы, этические нормы, суждения о человеческом достоинстве и пороках, представления об окружающей природе, религиозные понятия, медицинские, география. и др. знания, поэтика и язык народа. Поэтому эпос может служить достоверным источником для изучения истории, языка, этнографии, философских взглядов, психологии и др. сторон духовной и социальной жизни народа. Характерно, что эпос «Манас» бытует только у киргизов, в то время, как у др. среднеазиатских народов имеется общий эпос. Напр., у узбеков, казахов, каракалпаков — «Алпамыш», у казахов, туркменов, узбеков, таджиков и др. народов — «Кёр-Оглы». Описываемые в «Манасе» события отражают древнейшие периоды истории киргизского народа. Здесь прослеживаются нек-рые характерные черты древней общественной формации — военной демократии (равноправие членов дружины в распределении военных трофеев, выборность начальников — ханов и др.). Архаичный характер носят названия местности, где происходили события, наименования народов и племён, собственные имена людей. Древность эпоса подтверждается и историч. сведениями, содержащимися в «Маджму-ат-таварих», — письменном памятнике начала 16 в., в к-ром рассказ о богатырских подвигах Манаса связывается с событиями 2-й половины 14 в. (Эта самая древняя запись сюжета была обнаружена учёным А. Т. Тагиржановым в 1959). В отличие от эпоса многих др. народов, «Манас» от начала до конца сложен стихами. В эпосе 500 тыс. стихотворных строк. По объёму он превосходит многие известные эпосы мира. Эпос развивался постепенно, от поколения к поколению, из века в век. Усилиями народных сказителей он разрастался в большую поэму, включавшую в себя новые исторпч. события и персонажи, усложняясь в сюжетном построении. Современная эпопея — результат художественного перевоплощения многими поколениями талантливых акынов-манасчи почти тысячелетней героич. истории кирг. народа. В эпосе «Манас» отразилась многовековая история кирг. народа, прошедшая сквозь призму его художеств, мышления. Идейный пафос произведения связан с непримиримой борьбой киргизов за освобождение от иноземного ига. Вождём и вдохновителем народа является богатырь Манас:
|
|
|