|
|
|
Партнёры
|
|
|
|
ЭПОС «МАНАС»
Длинноголов, широколоб, Широкоскул и горбонос, Грудь — большого холма откос, Как крутогорья — плечи его, Как равнина — спина широка, Львиным был его грозный взгляд, Львиным его затылок был, Ярость львиная — в хватке его. Телом — кованый булат, Сердцем — твёрже, чем кремень, Душой он отважен и пылок был. (перевод Л. Пеньковского) Вокруг этого основного образа развиваются все последующие события трилогии, строго подчиняясь главной идее — объединению разрозненных кирг. племён. Поскольку первая часть трилогии завершается поражением богатыря Манаса в Бэйджине, где гибнут самые храбрые его дружинники Алмамбет, Сыргак, Эр Кёкчё, Эр Тёштюк и где был смертельно ранен сам Манас, возникла естественная предпосылка к дальнейшей циклизации эпопеи. Трагич. концовка первой части трилогии достигает реалистич. достоверности. В предсмертном завещании Манаса («керээз») говорится о родоплеменных распрях, ослаблении мощи объединённого Манасом кирг. народа. Рождение сына Манаса — Семетея уже предопределяет в будущем отмщение за поражение отца. Так возникла вторая, идейно и сюжетно связанная с первой частью поэма, посвященная жизнеописанию и подвигам сына Манаса Семетея и его сподвижников, которые повторяют героизм своих отцов и добиваются Победы над иноземными захватчиками. Героическая поэма «Семетей» — наиболее часто исполняемый цикл трилогии. Её историч. фон примерно соответствует периоду джунгарского нашествия (16—18 вв.), действие происходит в пределах Ср. Азии. Мужественные герои поэмы также становятся жертвами несправедливости, но виновниками их гибели оказываются не иноземные захватчики, а внутренние враги, ставшие угнетателями народа. Эпическому повествованию о борьбе против внутренних врагов посвящена 3-я поэма — «Сейтек». В ней восстанавливается справедливость. В образах Семетея и Сейтека отражено стремление народа сохранить легенды о Манасе в героич. жизни его потомков. В разной степени нашли отражение в эпосе самые существенные исторические события, в к-рых решалась судьба кирг. народа. На построение сюжета наложило отпечаток раннее средневековье, связанное с историей тюркского каганата, а также эпоха монгольского нашествия, связанная со значит. передвижениями и ассимиляцией народностей и племён на терр. Центр., и Ср. Азии, эпоха образования Джунгарского ханства, к-рое простёрлось и на терр. Ср. Азии. Многие герои эпоса имеют прототипы: Алооке, Шыгай, Эсенкан, Ногой, однако эти прототипы значительно трансформировались в эпосе, подчиняясь его художеств. закономерностям. Главными эпизодами эпоса являются: а) рождение и детство Манаса, б) походы героя, в) сватовство и женитьба на Каныкей, г) поминки по Кёкётёю, д) эпизод с кёзкаманами. Их объединяет идея сплочения киргизских племён вокруг Манаса ради защиты Отечества. Весь пафос эпоса нацелен на идею объединения и эта идея как бы пронизывает каждый эпизод и каждый раз интерпретируется по-разному в связи с конкретными событиями. В эпосе постоянно подчёркивается, что раздробленность, междоусобицы — признак бессилия: Страшен пожар, вспыхнувший в Душе, Страшен враг, выходец из своих. Тема объединения ради отпора врагу постепенно перерастает в идею воспевания Родины. В разное время тема отчизны трактовалась не тождественно: в одних случаях это племя, нечто замкнутое, позже Родина связывается с понятием народа, с конкретной территорией. В воспевании отечества сплетаются реальный и идеализирующий аспекты. Родина сравнивается с явлениями природы, её щедрым изобилием. Прекрасная земля Талас, куда после долгпх лет изгнания возвращаются киргизы под предводительством Манаса, изображена в самых радужных красках. Талас — символ Родины, всего возвышенного. Идеализированное здесь тождественно реальному: Таласская долина была издревле заселена киргизами. Понятия добра и зла в эпосе несут на себе следы архаики. Белый цвет — один из самых почитаемых, символ чистоты и святости. Это особенно чётко прослеживается в описании доспехов, предметов быта, масти животных. Боевой панцирь Манаса именуется Ак олпоком, ружьё — Ак келте, боевой стяг — Ак асаба, сокол — Ак шумкар, скакун — Аккула, кинжал — Ак тинте. Своеобразно трактуется прекрасное в эпосе. В характеристике образа героя улавливаются рудиментарные элементы раннего эпоса. Манас обладает таинственной способностью излучать «злой дух несчастья», приносящий гибель. Он не похож на простых смертных: может обрастать шерстью, имеет родимое пятно на зрачках. Богатырь не умеет смеяться, ибо должен угрюмо-величественным видом внушать одновременно ужас и преклонение. Отпечаток необузданности и неуёмной силы лежат в обрисовке его образа:
|
|
|