Партнёры

Изобразительное искусство

В становлении советского изобразительного искусства Киргизии большую роль сыграли русские художники В. В. Образцов, работавший в Киргизии с 1921, С. А. Чуйков, уроженец Киргизии, всё творчество к-рого связано с Киргизией. По инициативе В. В. Образцова в 20-е гг. были созданы изокружки, художеств. мастерская, в 1926 — студия изобразит, искусства (при Кирг. педагогии, техникуме во Фрунзе), к-рая с 1928 ежегодно устраивала отчётные выставки работ студийцев, в 1930 — Объединение революционных художников Киргизии (ОРХК). Произведения В. В. Образцова («Портрет Сооронбаева», 1928; «Слушают радио», 1930; «После восстания», 1931; «Девочка», 1932; «У глобуса», 1934; «Автопортрет», 1934), С. А. Чуйкова («Мотив из прошлого», 1928. «От старого к новому». 1931: «Заключение социалистического договора», 1933, КГМИИ, Фрунзе) были нервыми плодами профессионального творчества Советской Киргизии, послужили основой для развития бытового жанра, пейзажа, портрета и тематической картины в кирг. живописи. Социалистич. перестройка страны, рост её экономики и культуры создали условия для развития художеств, творчества в Киргизии. В 1933 по инициативе С. А. Чуйкова был учреждён Оргкомитет, в 1934 основан Союз художников Кирг. ССР, благодаря деятельности к-рого, направленной на приобщение местной молодёжи к изобразит. искусству, в различных районах республики были открыты изостудии и изокружки. Преимущественное развитие в эти годы получила живопись. На 1-й Республиканской художественной выставке (1934) кроме В. В. Образцова, С. А. Чуйкова, А. 11. Игнатьева, А. Т. Евдакова и др. впервые участвовали художники - киргизы Г. Айтиев, С.М. Акылбеков, к-рые затем получили образование в Москве, в училище памяти 1905 года у Н. П. Крымова и П.И. Петровичева. В 1935 во Фрунзе открылись Картинная галерея (с 1944 — Кирг. гос. музей изобразит. искусств) и Изобразительная студия при Союзе художников (с 1939 — Художеств. училище). Большое значение для формирования творческих индивидуальностей художников Киргизии имела работа над произведениями для 3-й республиканской художественной выставки (1936), посвященной 20-летию со дня восстания кирг. народа против царизма (1916), а также для выставок к Декаде кирг. искусства в Москве (1939) и юбилею народного акына Токтогула во Фрунзе (1940).

В 30-е гг. в изобразит. искусстве Киргизии утвердился метод социалистич. реализма. Ведущей стала тема социалистич. преобразований (Г. Айтиев «Физкультурники». 1938: С. М. Акылбеков «Молотьба в колхозе», 1936, КГМИИ, Фрунзе), нередко раскрываемая через противопоставление прошлого настоящему («От старого к новому», 1931, С. А. Чуйкова: «В батраках у бая», 1936. Г. Айтиева, КГМИИ. Фрунзе), через обращение к историч. жанру (цикл картин С. А. Чуйкова «Из колониального прошлого», 1934—36, КГМИИ, Фрунзе) и особенно к портрету. Новым отношением к человеку, стремлением создать выразительные социально-психологич. образы людей труда отмечены полотна «Портрет стахановца Васильева» (1938) А. И. Игнатьева. «Портрет колхозника» (193S) Л. Ф. Дейманта, «Портрет Джумабаева» (1940) И. П. Гальченко. «Автопортрет» (1940) А. Ташбаева (КГМИИ. Фрунзе). В художеств. практике тех лет важное место занимали живописные этюды, свидетельствующие об упорном стремлении кирг. художников овладеть профессиональным мастерством, умением передать неповторимые черты родного края. Поэтичность обыденного, повседневного стала особенностью кирг. жанровой и пейзажной живописи. Таковы наполненные светом и воздухом, ощущением светлой радости полотна С. А. Чуйкова «Самолёт в степи» (1937, Музей искусств народов Востока в Москве), «Счастливое материнство» (1938), «Охотник с беркутом» (1938), пейзажи А. Т. Евпакова «Горная речка» (1936), С. М. Акылбекова «Деревня» (1937), Л. Ф. Дейманта «Пейзаж с дорожкой» (1938). Г. А. Айтиева «Юрты» (1940), А. И. Игнатьева (КГМИИ, Фрунзе) и др. В произведениях Г. Айтиева уже в этот период проявились свойственные его творчеству непосредственность и чуткость восприятия натуры, пристальное внимание к жизни народа, своеобразный лиризм цветовой гаммы («Пейзаж с девочкой», 1937; «Лодка на Иссык-Куле», 1940, КГМИИ, Фрунзе); в спокойных по колориту и композиции пейзажах С. М. Акылбекова — склонность к эпическому обобщению, к созданию образа природы, тесно связаниого с жизнью и трудом человека («Весенние работы», 1937; «Колхозная отара», 1939; «В поле», 1940, КГМИИ, Фрунзе). В 30-е гг. было положено начало развитию монументальной (венгерский художник Б. Уйти) и театрально-декоративной (Г. А. Петров и Я. 3. Штоффер) живописи.

Kirghiz.Ru :: Киргизская ССР
© 2011-2017 :: Все права защищены
главная | о проекте | оглавление
Статистика: