Партнёры

Изобразительное искусство

В связи с сооружением крупных обществ, зданий всё большее внимание стало уделяться монументальной живописи (росписи и декоративные панно в Кирг. театре оперы и балета во Фрунзе, коллектив художников — С. М. Акылбеков, И. А. Белевич, В. X. Вейс, А. И. Игпатьев, Л. А. Ильина, Д. Кожахметов и др. под руководством Г. Айтиева и А. Н. Михалёва). С 1959 в монументальном искусстве активно работали В. И. Константинов, В. Г. Капустин, А. Ф. Воронин, оформившие ряд зданий.

Для живописи Киргизии 60—70-х гг. характерны усложнённость образов, повышенная декоративность цветовой гаммы, поиски пластической выразительности. Наряду с пейзажем, портретом, бытовой и тематич. картиной развиваются натюрморт, индустриальный пейзаж. Продолжают плодотворно работать Г. Айтиев, народный художник СССР (1971) («Осень в Чуйской долине», 1965; «После заката», 1974); С. М. Акылбеков («Осень на Юге Киргизии», 1963—64); С. А. Чуйков, народный художник СССР (1963) («Прикосновение к вечности», 1973); А. П. Игнатьев, народный художник Кирг. ССР (1966) («Висят мосты над Нарыном», 1971); Л. Ф. Деймант («Вечерний разговор», 1973, КГМПИ, Фрунзе). Серьёзное внимание созданию портретов уделили в своём творчестве А. Усубалиев («Автопортрет», 1970), Дж. Кожахметов («Пенсионер», 1974), С. Чокморов («Портрет Каралаева», 1971), С. Ишенов («Кинооператор Нуртай», 1976, КГМПИ, Фрунзе). Значительный рост мастерства наблюдается в творчестве С. Бакашева. А. П. Каменского, Б. Джумабаева, А. Осмонова, М. Сыдыкбаева. Окрепло поколение молодых живописцев (С. Айтиев, Дж. Джумабаев, А. Садыкова, М. Бекджанов, П. Е. Евдокимов и др.), к-рые в своём творчестве обращаются к важным проблемам истории и современной жизни.

Произведения, глубоко волнующие зрителя, создали графики Л. А. Ильина, народный художник Кирг. ССР (1963) (серия линогравюр «Женщины мира», 1966; «Напутствие», 1974 и др.), А. П. Михалёв, народный художник Кирг. ССР (1975) (серия литографий «Свет ленинских идей», 1969), Е. Г. Кузовкин, А. С. Мисюрев, А. С. Осташев, М. Оморкулов (серия акварелей «Моя Родина», 1969, КГМИИ, Фрунзе). Достижения книжной графики 60—70-х гг. — иллюстрации Л. А. Ильиной к повести Ч.Айтматова «Белый пароход» (1971), А.С. Осташева к повести «Первый учитель» (1963) и др. Интенсивнее, чем прежде, стала развиваться в эти годы скульптура (О. М. Мануйлова, Г. А. Тупый, Г. Д. Бурлин, В. А. Шестопал), в области к-рой начали работать скульпторы-киргизы со специальным образованием (Т. Садыков, А. Мухутдинов). Молодые художники, работая с различными материалами, стремились к созданию национально-характерных произведений. Решение этой задачи одни видели в поисках ярко выраженного национального типажа (А. Мухутдинов, В. А. Шестопал, Д. В. Хеидзе), другие — в классической форме, отвечающей нац. эстетич. чувству (Т. Садыков, 3. Хабибулин).

В 70-о гг. выросло и окрепло монументальное искусство. В столице Киргизии появились новые памятники: монумент «Дружба народов» (1973, Т. Садыков, народный художппк Кирг. ССР (1975), С. Бакашев, 3. Хабибулин), памятник Токтогулу (1974, Г. Айтиев, А. Исаев), скульптурный ансамбль «Борцам революции» (1978, Т. Садыков). Интересно исполнены интерьер Киргизского гос. мухея изобразит. искусств (А. Ф. Воронин), фреска «Отдых» в Домен культуры совхоза «Ильич» Кеминского р-на (Т. Т. Герцен). Продолжают развиваться декоративно-прикладное и театрально-декорационное искусство. Богатые традиции кирг. декоративно-прикладного искусства с его красочной орнаментикой нашли продолжение в современных коврах, вышивках (на одежде, предметах быта, сувенирах), в изделиях из кожи, оформлении книг и в архитектурном декоре. В разработке на основе народных традиций новых художественных изделий, участвуют художники Дж. Уметов, народный художник Кирг. ССР (1975) (ала кийиз «Отдых», 1971), М. Абдуллаев (гобелен «Первые», 1977) и др.

Kirghiz.Ru :: Киргизская ССР
© 2011-2017 :: Все права защищены
главная | о проекте | оглавление
Статистика: